Вспомним алгоритм этой нехитрой игры. Каждый участник называет число, соответствующее выбранному предмету. Выигрывает тот, чей предмет в чем-то «сильней» предмета, названного соперником. Так, ножницы «сильней» бумаги, но «пасуют» перед камнем, а последний «бессилен» перед бумагой…

Эту игру несложно сделать электронной, используя вполне доступные средства.


Вполне возможно что у вас есть ipod игры подобного рода. Но не менее интересно собрать самому подобную электронную игру, понять алгоритм ее реализации.

Один из вариантов описан в книге болгарского специалиста Ж.Паскалева «Электронные игры», где используются микросхемы, исполняющие функции триггеров, инверторов, дешифраторов… Предлагаем наиболее простую, легко реализуемую схему, в которой применены всего три распространенных схемы серии 155 (рис. 1).

У каждого из игроков имеется по три кнопки (S1…S3, S4…S6), отвечающие одному из предметов. Связанная с кнопками сеть коммуникаций выделяет различные сочетания пар этих предметов, выбираемых игроками. С учетом приоритета того или иного из них, сигналы, посылаемые одновременно нажатыми кнопками, поступают на одну из ячеек микросхемы на стороне более удачливого и данный момент игрока. На выходе ячейки-инвертора появляется сигнал «логический нуль», благодаря чему отпирается транзистор (VТ1 или VТ3) и загорается связанная с ним лампочка, так подтверждается выигрышный ход.

Легко видеть, что сигнал от каждой нажатой кнопки поступает на входы еще двух логических ячеек, однако они нигде не встречаются вместе, кроме одной «правильной», а потому не изменяют своего состояния и не дают ложного показания.

Схемой предусмотрен и такой игровой момент, когда оба игрока выбрали одинаковые предметы. В таком случае сочетания одноименных сигналов поступают на ячейки микросхемы DD2 — загорающая при этом лампочка HL2 укажет на ничейный результат.

Все устройство заключено в плоскую коробку из тонкой фанеры или пластмассы. Кнопки и сигнальные лампочки располагаются на верхней панели корпуса. Здесь же у краев крепятся диски простейших счетчиков. Ведь микросхемы-сумматоры и электронные цифровые индикаторы доступны далеко не всем. Для удобства пользования диски снабжены зубцами и фиксирующими пружинками.

Для сборки игры потребуются три микросхемы К155ЛАЗ. Указанные на схеме транзисторы могут быть заменены на ГТ403Б, диоды — на Д9 с любым буквенным индексом, Д105…Д106. Лампочки от карманного фонаря на 4,5 или 3,5 В. Резисторы МЛТ, МТ — 0,25 либо 0,5 Вт. Кнопочные выключатели типа КМ1 — 1, но их несложно сделать самому. Источником питания послужит батарея 3336 «Планета».

Если удастся раздобыть светоизлучающие диоды, лучше для индикации результатов игры применить их вместо лампочек накаливании. Это позволит продлить срок службы батареи. А кроме того, вместо деталей VТ1…VТЗ станет возможным использовать широко распространенные маломощные транзисторы. например, ГТ108Б, серии КТ361, МП39…МП42А. Да и сам источник питания станет полегче. Его составят три элемента 326 либо четыре аккумулятора Д—0,1. что позволит сделать игру «карманной».

Но если вы все же вынуждены остановиться на аккумуляторе, имеет смысл смонтировать его в общем корпусе вместе с устройством для зарядки. Так будет удобнее и избавит вас от заботы каждый раз извлекать его, чтобы зарядить (рис. 3).

Вместо указанного на рисунке диода подойдут Д226Б, В, Д208,.. Д211, Д7Д… Ж. Резисторы, ограничивающие ток в зарядной цепи, должны быть рассчитаны на мощность 2 Вт. Чтобы исключить попадание зарядного напряжений на микросхемы, введите и зарядную цепь нормально замкнутый контакт S7, как изображено на рисунке 3. Шнур подключения к осветительной сети для безопасности следует снабдить колодкой с контактными гнездами, а ответную часть с контактами-штырями «утопить» в корпусе. Такой разъем можно взять от старой электробритвы.

П. Юрьев
журнал “Юный техник”

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Апрель 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март   Май »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Архивы
Реклама: