Когда 31-й Особый дивизион бронепоездов освободил польский город Воломин от немецких захватчиков в 1944 году, жители встречали его словами: «Слава богатырям за кровь, пролитую во имя свободы!» Дивизион этот был объявлен германским командованием личным 1 врагом Гитлера. Почему же бронепоезда внушали такую ненависть нацистам?

 

 

В боевой состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов входило два бронепоезда: «Козьма Минин», построенный на оборонных предприятиях Горького, и «Илья Муромец». Последний был построен железнодорожниками города Мурома по чертежам и разработкам горьковчан. Таким образом оба поезда были почти « близнецами ».

Оснащенный этими двумя составами, дивизион имел также в своем распоряжении паровоз С-179, бронедрезину БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1 и две — ГАЗ-64. Поездам были приданы и специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с десантно-минометной ротой насчитывал 335 человек. В боевое формирование бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз Оп, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы.

 

Командир поезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера паровоза и отделенной от будки машиниста бронированной дверцей. Командиры броне-площадок, соединенные акустической и телефонной связью с рубкой командира бронепоезда и машинистом, вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами.

 

Благодаря превосходному для своего времени вооружению «Козьма Минин» мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу в радиусе до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью везти с собой большой боезапас.
Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и счетверенные установки пулеметов «Максим». Боевые расчеты были защищены от осколков бомб и снарядов уложенными вдоль бортов штабелями из рельсов и шпал.
Крытая артиллерийская бронеплощадка с 45-мм боковой броней и 20-мм верхней имела на вооружении две 76-мм пушки с пулеметами в танковой башне Т-34, четыре бортовых станковых пулемета в шаровых установках — по две на каждый борт. На открытой артиллерийской бронеплощадке с боковой броней 45 мм устанавливались 37-мм полуавтоматические зенитные пушки, а посреди бронеплощадок — реактивные установки М-8.

 

Четыре двухосные контрольные платформы составлялись в два сцепа. Они были загружены аварийным ремонтным комплектом материалов и противопожарного оборудования: рельсы, шпалы, ломики, лопаты, костыли, ящики с песком и другой необходимый инвентарь. С во и боевой путь дивизион начал в городах Горький и Муром. Бронепоезда были построены местными железнодорожниками в свободное от основной работы время на их собственные средства. Позже сами рабочие и ушли добровольцами в составе экипажей бронепоездов на фронт.

 

Бронепоезд «Козьма Минин» был назван так в честь нижегородского гражданина, снарядившего на свои деньги ополчение для борьбы с иноземными захватчиками в начале XVII века и внесшего неоценимый вклад в дело спасения Российского государства. Триста с лишним лет назад Минин произнес слова, ставшие пророческими: «Если нам похотеть помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не только животов… Дело великое! Мы свершим его…»
В течение трех лет Горьковский дивизион сражался на главных направлениях Великой Отечественной войны: под Тулой, Калугой, Орлом и Брянском. Видели их и города Жлобин, что на Днепре, Ковель на Западной Украине, под Варшавой на Висле и во Франкфурте-на-Одере…

 

Подразделения дивизиона совершили 150 мощных огневых налетов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения противника, участвовали в прорыве обороны и отражении вражеских атак. Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем было уничтожено 15 немецких самолетов, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд и склады боеприпасов, а также 1650 солдат и офицеров противника.

 

За боевые операции по овладению Прагой дивизион был награжден орденом Александра Невского и получил благодарность народного комиссара обороны.
«Козьма» и «Илья» — так ласково называли бойцы свои бронепоезда — не были похожи на своих старших собратьев времен революций и Гражданской войны. Крепкие, приземистые, намного ниже своих предшественников, с наклонной броней и литыми башнями; по всему — новое слово в практике строительства бронепоездов. Огневой мощью они в несколько раз превосходили созданные ранее боевые машины: на бронепоездах впервые появились реактивные установки и надежное зенитно-артиллерийское прикрытие.

 

Немцы сразу оценили возможности обоих бронепоездов, поняв, какую угрозу они собой представляют. За «Мининым» и «Муромцем» началась настоящая охота. Фашистская авиация выслеживала «Козьму» и «Илью» на станциях, железнодорожных перегонах. Поезда стали живой мишенью для авиации неприятеля. Однако плотный заградительный огонь зенитчиков всякий раз остужал пыл немецких асов. Когда из пяти бомбардировщиков Люфтваффе на базу возвращался один, это заставляло задуматься вражеских штабистов. Плененный командир отряда немецких летчиков, обер-лейтенант с тремя железными крестами на груди, сбитый зенитчиками «Козьмы», признался: «Наша цель — уничтожить бронепоезда любой ценой».

 

16 мая 1942 года сразу восемнадцать пикирующих бомбардировщиков «Юнкере» J-87 атаковали станцию Чернь, где в это время располагался дивизион. «Козьма» и «Илья», отстреливаясь и искусно маневрируя, отходили за стрелки, на перегон. Однако без потерь из боя выйти не удалось — бомбы нашли свои цели, в воздух один за другим полетели вагоны. На другой день немецкое командование сообщило по радио: «Вчера на станции Чернь Тульской губернии в результате массированного  налета авиации рейха уничтожены советские бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные Америкой».
Каково же было разочарование немецкого командования, когда выяснилось, что уничтожен только один из трех поездов бронедивизиона. Взлетели в воздух штабной, санитарный вагоны и ремонтные мастерские, службы обеспечения. Боевые же части остались в строю.
Перечесть все подвиги экипажей невозможно: весь боевой путь дивизиона — один сплошной подвиг.

 

В этом году «Козьма» вместе со всеми ветеранами отметил 60-летие Победы. Его можно увидеть и сегодня: бронепаровоз «Козьмы» стоит на постаменте в городе Нижний Новгород. Модель бронепоезда «Козьма Минин» состоит из нескольких составных частей. Это паровоз, тендер, крытая бронеплощадка, открытая броней площадка, а также контрольные платформы. Контрольная платформа цеплялась впереди и позади состава. Основное назначение ее — перевозка ремонтного запаса, установка дополнительных зенитных точек. Если железнодорожный путь был заминирован, то первыми в воздух взлетали именно контрольные платформы, и машинист успевал остановить состав. Вагон состоит из основания — деталь 38 и колесных тележек — детали 39. В тележки для большей жесткости вклеены оси (деталь 13 сверните в трубочку), платформы (деталь 37), а также буферные подушки (деталь 41, ее сверните в трубочку и приклейте к ней деталь 42).

 

Открытая тележка предназначалась для нанесения ударов по удаленным целям с помощью реактивных установок залпового огня (уменьшенный вариант знаменитой «Катюши»), а так же для сдерживания авиации противника. Для этого на каждой бронеплощадке размещалось по две 37-мм зенитных пушки. Деталь 23 склейте коробочкой, таким образом, чтобы клапаны оказались снаружи. В обозначенном месте приклейте возвышения для зениток (деталь 24), предварительно вклеив в них подшипники. Кружок, в котором помещена буква «В», означает, что в детали необходимо прорезать сквозное отверстие.

 

Подшипник склеивается так: «усики» детали 19 загибаются внутрь, затем продеваются в отверстие деталей 24; на них одевается колечко (деталь 18), к которому и приклеиваются «усики». Таким образом, подшипник будет вращаться вместе с приклеенной к нему пушкой (см. схему «Б»). Так же склейте деталь 30. Приклейте к боковым стенкам детали 36 детали 23 и 30, а к ним, в свою очередь, переднюю и заднюю стенки (деталь 40). Склейте зенитные пушки: к основанию (деталь 25) приклейте деталь 28, кресла наводчиков (деталь 29), а также корпус пушки (деталь 26) и ствол (деталь 27, которую необходимо предварительно свернуть трубочкой).

 

Реактивные установки собираются так: к основанию (деталь 31) приклейте подъемный механизм (деталь 32), а также направляющие снарядов. Каждая установка состоит из шести направляющих (в виде двутавровой балки, собирающейся из двух деталей 34). Деталь 35 склейте в виде плотных трубочек и по две вклейте между соседними направляющими (см. схему «В»). Зенитные пушки и «Катюши» приклейте к подшипникам.
Чтобы вагон имел завершенную форму, осталось приклеить к днищу две колесные тележки (деталь 3), не забыв вклеить между колесами оси (детали 13), а также буферные подушки (детали 41, 42).

 

Крытая бронеплощадка предназначалась для непосредственного огневого подавления противника, так как вооружение размещалось в штатных башнях танков Т-34. К собранному основанию вагона (деталь 14) приклейте колесные тележки (деталь 3). Затем прикрепите верхнюю часть корпуса вагона (деталь 15), не забыв предварительно вклеить два подшипника. После высыхания, для придания корпусу жесткости, укрепите на клею переднюю и заднюю стенки (деталь 16). В центре верхнего листа вагона приклейте купол командного пункта вагона (деталь 17). Башни склеиваются из деталей 20 (спереди обклейте их масками пушек — деталь 21), а ствол пушки — из детали 22, которую необходимо предварительно свернуть трубочкой. К подшипникам приклейте башни. Остается смонтировать буферные подушки (детали 41,42).

 

Паровоз состоит из нижней части (деталь 6). Приклейте к ней снизу колесную тележку (деталь 12). Верхнюю часть склейте из детали 7, кабину машиниста — из детали 5, кожух песочницы — деталь 11, а также не забудьте приклеить детали 8, 33, 4 и 10. К переднему листу приклейте две буферные подушки.
Тендер — вагон для перевозки угля — состоит из нижней части (деталь 1), двух колесных тележек (деталь 3) и верхней части корпуса (деталь 2). Приклейте к заднему листу тендера две буферные подушки, а также башенку командного пункта поезда (деталь 4). Далее склейте паровоз и тендер.

 

Самая сложная часть модели — сцепное устройство. Заготовьте 18 кубиков из пробки или пенопласта размером 7 x 7 x 7 мм. Возьмите кусочек проволоки и согните его в виде колечка с размерами, указанными на схеме «А». Затем перекрутите их таким образом, чтобы получились «восьмерки». Из проволочки согните петельку и крючок, вставьте их в заготовленный кубик, приклеенный с внутренней стороны каждого вагона. Сцепка вагонов осуществляется путем парной наброски «восьмерок» на крючок соседнего вагона.

 

Д. СИГАЙ. Журнал Левша №8-05г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Апрель 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Март   Май »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
Архивы
Реклама: