К началу в юрой мировой войны в армиях воюющих сторон определилось два типа бронетранспортеров: легкие колесные и средние полугусеничные. Легкие использовались для связи, разведки и управления, а средние вынесли с пехотой всю тяжесть боев. Наша страна в ту пору бронетранспортеры не выпускала, а получала их по ленд-лизу -английские «Универсал» и американские МЗа1. В немецкой армии использовался БТР Sdkfzt  251/1.

В ходе боев выявились недостатки всех этих машин. «Универсал», например, имел неудачную компоновку и малую вместимость. М3а1 и Sdkfzt  251/1 из-за разрыва между колесом и гусеницей плохо преодолевали препятствия. Тем не менее эти броневые машины сберегли во время прошедшей войны немало человеческих жизней. Полагаем, они по праву займут место в вашем домашнем музее.

 

Английский БТР «Универсал» – легкобронированный, гусеничный, открытого типа. Один из вариантов его вооружения -два 7,7 мм ручных пулемета «Брен». Один устанавливался и амбразуре перед командиром машины, а другой- для зенитной стрельбы – ставился на турель с право  от борта. Экипаж состоял из шести человек: командир, механик-водитель, стрелок-радист и три стрелка. Командир и механик сидели впереди, а остальные по углам. Двигатель располагался посередине, и летом от него шел сильный жар. Управлялась машина при помощи штурвала. При малом его повороте передняя его тележка смещалась и изгибала гусеницу. Крутой поворот приводил в действие тормоза ведущих колес и позволял развернуться с малым радиусом.

Американский БТР МЗа I -полугусеничный, открытого типа. Вооружение – станковый пулемет «Браунинг» калибра 12,7 мм, установленный на специальной тумбе, и 7,62 мм пулемет той же марки, стрельба из которого велась через одно из гнезд в бортах. Открытый корпус сверху затягивался брезентом. Лобовые и боковые стекла прикрывались бронещитками со смотровыми щелями. Для проходимости на буфере устанавливался специальный каток. Вместо гусеницы использовалась резиновая лета с укрепленными на ней металлическими гребнями грунтозацепов. Поворот машины осуществлялся при помощи передних ведущих колес. Экипаж состоял из командира, механика-водителя, двух пулеметчиков, двух помощников пулеметчиков и семи стрелков.

 

Немецкий бронетранспортер Sdkfzt  251/1 – полугусеничный, открытого типа. На вооружении было два ручных пулемета Мg-34. Один устанавливался на уровень с бронещитком, а второй — на станок для зенитной стрельбы. При необходимости они легко снимались и использовались в пешем строю. Коробчатой формы корпус, затягиваемый сверху брезентом, имел двухстворчатую заднюю дверь. Лобовые стекла защищали броневые листы со смотровыми щелями. Колеса имели поперечную полуэллиптическую рессору. Поворачивалась машина с помощью передних колес. Опорные катки гусеничного хода имели шахматное расположение и торсионную подвеску. А сама гусеница была мелкозенчатой, металлической с резиновыми подушками. Экипаж состоял из командира, механика-водителя и десяти десантников.

 

Бронетранспортер «Универсал» окрашивался в оливковый цвет, МЗа1 и Sdkfzt  251/1  в цвет хаки. Американские машины имели опознавательный знак в виде белой звезды, окаймленной белой окружностью. Немецкие белый крест с черными полосами. На советских БТР опознавательных знаков не было.
Все модели просты в изготовлении и не требуют особых приспособлений. Вы без труда разберетесь в их устройстве по рисункам.

 

 

 

 

 

А. Иванов.
Рисунки С.ЗАВАЛОВА. Журнал Левша № 4-91г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Май 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр   Июнь »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  
Архивы
Реклама: