Вы, наверное, хорошо представляете из учебников истории, как выглядели корабли древних греков или римлян, многие могут отличить каравеллу Колумба от галеона Непобедимой армады, но это все корабли Европейского региона. А как выглядели корабли на другом конце земного шара — корабли Китайской империи периода, например, XV века?

В те времена флот Китая уже достиг своего совершенства. Китайские корабли называли в Европе джонками и делили на два типа по конструкции: фучжоу-джонки и джонки с прямыми парусами. Все они отличались от речных парусно-весельных джонок с разборным корпусом (для того, чтобы проходить шлюзы многочисленных в Китае каналов). Морские джонки делились на военные и торговые, причем военные вооружались медными (бронзовыми) или деревянными пушками.

Своеобразное парусное вооружение джонки нигде в мире не имеет аналогов и изготавливалось таким образом, чтобы противостоять свирепым тайфунам Южно-Китайского моря Тихого океана. Были случаи, когда европейские суда получали повреждение рангоута, а то и просто переворачивались при ветрах, тогда как джонки могли совершать безопасные плавания. Паруса джонок состояли из множества циновок, связанных по краям между собой, а также бамбуковых реек, к которым циновки подвязывались, образуя полотнище. Рейки поднимались единым фалом, проходившим через блок или шкив в топе мачты. Так как нагрузка на фалы и брасы паруса джонки была очень велика, на этих судах часто применялись вороты с постоянными ручками (по европейской судостроительной терминологии — брашпили) для «выхаживания» снастей. Сложенный парус джонки укладывали на специальные П-образные опоры, возвышающиеся над палубой, благодаря чему палуба была всегда свободна.

 

Якоря джонок часто были составными деревянными, из балок прочного и тяжелого тропического дерева, скрепленных железными коваными скрепами. До современных якорных цепей, которые в XV веке еще не были известны, на джонках и на современных им европейских судах применяли якорные канаты, которые выбирали опять же брашпилями. Управлялась джонка с помощью огромного перфорированного руля (прорезного, дырчатого), который, к тому же, предотвращал излишний дрейф «под ветер» плоскодонного бескилевого судна. Для этого руль часто опускали ниже плоскости днища и закрепляли канатами, идущими от «пятки» руля к носу. При этом, если судно садилось на мель, руль просто выбивало вверх без повреждений. Джонки, особенно крупные, имели шлюпки, закрепленные за кормовым транцем на талях, как и у европейских судов. Небольшие джонки довольствовались соломенными или деревянными спасательными плотами, вертикально прикрепленными к бортам.

 

Вооружение джонки, помимо личного абордажного оружия экипажа, включало также пушки, иногда изготовленные из ствола железного дерева. Они могли сделать только один выстрел, после чего ствол заменяли. Но не редкостью были и обычные бронзовые пушки. Корпус джонки разделялся на несколько водонепроницаемых отсеков, и это позволяло кораблю оставаться на плаву при получении пробоины. В европейском кораблестроении эта технология получила применение лишь в 60-х годах XIX века на судах с железной обшивкой.

 

Джонки в плавании богато украшали флагами, вымпелами; флюгеры на верхушках мачт помогали оценить направление ветра. Окрашивали джонки ярко, в жизнерадостные цвета: красный, светло-коричневый, голубой, желтый. На кормовом балконе часто рисовали целые картины: горы, облака, драконов. Паруса имели желтый или коричневый цвет.

 

Именно на джонках (некоторые из них достигали очень больших размеров) знаменитый мореплаватель средневекового Китая Чжен-Хе совершил плавание по Тихому океану, длившееся три года. За это время он посетил тысячи больших и малых островов и составил подробные карты.
Еще и сейчас во многих портах Китая можно увидеть небольшие джонки, конструкция которых почти не изменилась за последние 400 — 500 лет. Но почти все суда подобного типа служат плавучим жильем или являются небольшими рыболовными судами. Современные знания и технологии проникли в самые отдаленные уголки земного шара, и старина постепенно уступает место новому.

 

Прежде всего приготовьте материалы и инструменты. Вам понадобятся цветная бумага и картон, клей ПВА, зубочистки или деревянные палочки диаметром 3 мм и длиной 90 мм, а также деревянные палочки для мачт (размер см. на чертежах), шпон буковый толщиной 0,5 мм, булавки «с ушками», медная проволока диаметром 0,5 мм, бусинки, нитки, тонкая бечевка. Из инструментов приготовьте нож, ножницы, модельный резак, шкурку, напильник, шилья диаметром 1 мм и 3 мм, ручную дрель со сверлом диаметром 1 мм.

 

Из журнальных листов вырежьте детали модели, пронумеруйте их тонким карандашом где-нибудь в уголке. Деталь 16 наклейте на желтую бумагу изнаночной стороной с помощью клеящего карандаша. Соберите корпус из деталей 1, 2, 3, 4 согласно схеме. Деталь 4 предварительно наклейте на тонкий картон. С изнанки бортов приклейте детали 6, 7, 12и13,а также деталь 9 и 5 на кормовую плоскость. Напомню, что все отверстия в деталях необходимо вырезать до их установки на модель. Установите корпус на подставку, как это показано на схеме.

 

Приклейте к палубе оборудование: люк в трюм, якорный брашпиль, трап, пушечные лафеты, упорный ящик баллера руля, полки для якорей, рамы, поддерживающие паруса в сложенном виде. Все эти устройства соберите из заготовленных вами деталей, ориентируясь на схему в журнале.
Установите мачты; в бортовые отверстия пропустите весла и закрепите их на клею. Сделайте и установите на свое место руль. Теперь необходимо изготовить паруса.

 

Паруса джонки представляли собой каркас из бамбуковых реек и тросов с привязанными к нему циновками. На модели конструкция парусов несколько упрощена.
Из бумаги или плотной цветной ткани вырежьте контуры полотнищ парусов, на которые клеем «Момент» приклейте лучинки, нарезанные ножницами из листа шпона. Когда клей схватится, обрежьте лишние концы. С помощью деталей 53 укрепите паруса на мачтах и придайте им необходимый угол наклона относительно оси симметрии корпуса. Далее проведите такелаж, основываясь на рисунках из журнала. Вместо блоков используйте бусинки разного размера.

 

Оснастка одной мачты состоит из фала реев (крепится за верхний рей), топенанта нижнего рея, поддерживающего троса и брасов, разнесенных к каждому рею. Мачта имеет ванты, удерживающие ее от резких колебаний. Выполните оснастку, завязывая ходовые концы снастей за рымы, воткнутые в палубу и борта, а также пропуская их в отверстия в бортах и затем закрепляя.

 

В завершение работы установите на свои места пушки и якоря, собранные согласно журнальным схемам. К рымам якорей привяжите тонкую крученую бечеву, обмотав ее вокруг веретена брашпиля, и пропустите в палубные клюзы. В заключение установите на модель флаги и флюгеры.

 

В. СОЗИНОВ, В.ШПАКОВСКИЙ. Журнал Левша № 1-07г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Июнь 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май   Июль »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  
Архивы
Реклама: