Кончался XVII век. Для молодого Российского государства, стремившегося порвать с вековой отсталостью, жизненно необходим был выход к морю. Создателем отечественного военно-морского флота по справедливости считается Петр I. Его «потешная» флотилия на Плещеевом озере, состоящая из двух малых фрегатов и трех яхт, со временем обернулась мощным и грозным флотом, имевшим десятки парусных гигантов с совершенным оружием. Весной 1696 г. в Воронеже была спущена на воду первая азовская флотилия — 1300 больших и малых судов. Неожиданно появившись в Азовском море, она вытеснила турок из города Азова. Выход к южным морям — Азовскому и Черному был открыт.

В октябре того же года дума вынесла решение: «Морским судам — быть!» С этой знаменательной даты и ведет свою родословную русский флот, торжественно отмечая ныне свое трехсотлетие. При активной поддержке с моря войска в мае 1703 г. овладели устьем реки Невы, прорубив окно в Европу.

 

Первый линейный корабль, построенный на Главной Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге, был назван «Полтавой» — в честь выдающейся победы русских войск над шведами. Строительством судна руководил сам Петр I. Спущенное на воду 15 июня 1712 года, оно участвовало во всех военных кампаниях в годы Северной войны со Швецией. В мае 1713 года при овладении Гельсингфорсом «Полтава» была флагманским кораблем Петра I, прикрывала действия галерного флота.

 

 

Корабль имел длину 34,6 м, ширину 11,7 м и осадку 4,6 м. Артиллерийское вооружение состояло из установленных на двух палубах пушек: на нижней — 18-фунтового калибра, на верхней — 12 и на юте и баке — 6-фунтового. Все орудия в количестве 54 единиц были отлиты в России на заводах Демидова.
К концу царствования Петра I Российский флот стал самым могучим на Балтике. Он насчитывал 48 линейных кораблей и фрегатов, почти 800 галер и других судов. На них, а также в морских крепостях несли службу 28 тысяч человек.

 

Для постройки модели «Полтавы» необходимы следующие инструменты и материалы: нож, ножницы, линейка, чертежный треугольник, молоток, клещи, шило, лобзик с комплектом пилок, пинцет, дрель, плоскогубцы, напильники, рашпиль, твердый карандаш, наждачная бумага разных номеров, электрический паяльник, клеи ПВА (или другой синтетический), шпаклевка, масляные или нитрокраски (можно использовать также гуашь или темперу), олифа или растворитель, бесцветный лак, тонкий картон либо фанера толщиной 1 мм, бамбуковые рейки, белая и цветная бумага, кембрик, нитки, толстая медная проволока, бронзовая.

Неплохие детские развивающие игрушки могут получится из сборки подобных моделей.

Чертежи модели включают вид сбоку, сверху, продольный разрез, вид с носа, с кормы и поперечные сечения. Места приклеивания деталей обозначены цветом.

 

 

Из-за небольших размеров модели некоторые детали упрощены. При желании чертежи можно увеличить, используя фото- или другую копировальную технику. Поперечные сечения дают представления об обводах судна; приведенные при этом цифры (1, 2, 3…) совпадают с теми, что на виде сбоку; справа от вертикальной оси показан нос судна, слева — корма. В соответствии с поперечными сечениями делаем шаблоны (рис. 1), с помощью которых проверяем кривизну обводов корпуса.

 

 

Чертежи переносим на кальку, а с нее переводим на подготовленную для модели дощечку, толщина которой соответствует высоте борта.
контур — на виде сверху. Выпиливаем корпус лобзиком и обтачиваем напильником. На продольную сторону заготовки переносим контур корпуса на виде сбоку (заштрихованная часть) и выпиливаем его лобзиком. При выпиливании следует оставлять припуски по 1 мм для обработки. Пользуясь рашпилем и напильниками, придаем корпусу окончательную форму и тщательно шлифуем наждачной бумагой (рис. 2). Соответствие поперечным сечениям проверяем по заранее сделанным шаблонам. Отточенным твердым карандашом наносим по линейке параллельные линии с промежутком 1 —1,5 мм, имитирующие палубный настил.

 

 

Фальшборт 1 делаем из тонкого картона либо фанеры толщиной 1 мм. Контур фальшборта 2 (в него входит также борт) переводим на картон или фанеру с небольшим допуском на обработку и кривизну обводов корпуса (рис. 3). Приклеиваем фальшборт к корпусу, дополнительно укрепляем его небольшими гвоздиками. После высыхания клея с помощью ножа, напильников и наждачной бумаги придаем корпусу законченный вид (рис. А).
Форштевень и руль выпиливаем из тонкой фанеры и вставляем на клею в пазы, сделанные в корпусе лобзиком (рис. 5).
Носовое украшение в виде фигуры льва из бронзовой фольги приклеивается к форштевню и корпусу модели. На клею крепятся и руслени 1 из картона (рис. 6). Кормовой декор также выполняется из бронзовой фольги.

 

Мачты, реи, стеньги, бушприт делаем из бамбуковых реек различной толщины. Под мачты и бушприт в корпусе высверливаются отверстия.
Для парусов можно использовать белую бумагу или светло-коричневую упаковочную. Нанесите карандашные линии, имитирующие куски полотна (клинья). Белую бумагу можно окрасить в светло-коричневый цвет, опустив в крепкий чай. Паруса выкройте из тонкого льняного полотна, пропитанного крахмальным клейстером, по их периметру приклейте плитку.

 

Мелкие детали пушечных стволов, якорей делаем из толстой медной проволоки. Крышки пушечных портов из тонкого картона приклеиваются к бортам.
Стоячий и бегучий такещины. Блоки и юферсы — из кембрика небольшого диаметра (рис. 6). Марсовые площади выпиливаются из фанеры (рис. 7). Флаги и вымпелы вырезаются из бумаги и раскрашиваются (рис. 8).

 

Окраска корпуса — охра с двумя голубыми полосами. Крышки пушечных портов и фальшборт изнутри — красные, резьба на носу и корме — золоченая. Палуба, мачты, стеньги, реи, бушприт имеют естественный цвет древесины. Якорь — черный. Модель парусника может стать оригинальным украшением интерьера, а также настольной игрушкой для младшего брата. Перед изготовлением «Полтавы» в миниатюре советуем заглянуть в книги по истории нашей Родины и ее флота.

 

Рис. 1. Шаблоны для проверка обводов корпуса.
Рис. 2. Выполнение корпуса.
Рис. 3. Перерисовка абрисе фальшборта. Рис. 4. Приклеивание и окончательное изготовление фальшборта.
Рис. 5. Форштевень и руль из фанеры вклеиваются в прорези в корпусе. Якорь — толстая медная проволока. Рис. 6.
а) Руслеки (картон) приклеить к борту.
б) Юферсы и блоки из отрезков кембрика.
в) Толстые плитки.

Рис.   7.   Марсовая площадка.  Крепление рей и стеньг.

Рис. 8. Флаги и вымпел.

 

А. НАЗАРЕНКО Журнал Левша №8-96г.

Статьи по теме:

Страна развлечений

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Июль 2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь   Авг »
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архивы
Реклама: