Модель-копия самолета-моноплана «Моран-Ж» выполнена в масштабе 1:50. Для тех, кто уже имеет навыки работы с бумажными моделями, сборка не составит большого труда. Самое главное — не спешите, производите сборку строго по описанию, вырезая детали по мере необходимости.


Сборку модели начинайте с изготовления фюзеляжа. Вырежьте боковые детали 1 и 2, надрежьте и отогните у них соединительные клапаны. Обратите внимание: уголки, отмеченные значком (V), не надрезаются и не отгибаются. Впоследствии к ним будут крепиться стойки шасси и верхней арки. Днище фюзеляжа (деталь 3) вырежьте, надрежьте и отогните клапан и переднюю стенку кабины пилота. В днище прорежьте необходимые отверстия и склейте его с боковинами. Склейку начинайте с носовой части, постепенно переходя к хвосту. Внутрь, сразу перед бортовыми опознавательными знаками, вклейте шпангоут 4 — его клапаны направлены к хвосту.


Из стальной проволоки диаметром 0,5 мм согните две подножки 3×3 мм. В местах, отмеченных черными точками, проткните шилом отверстия в бортах. Свободные концы подножек вставьте в отверстия до упора. Вырежьте пол кабины пилота, прорежьте в нем отверстия и вклейте в фюзеляж так, чтобы эти отверстия совпадали с отверстиями в днище фюзеляжа. Вырежьте и вклейте в фюзеляж левую 6 и правую 7 стенки кабины пилота.
Боковины переднего топливного бака (деталь 8, 2 шт.) наклейте на тонкий картон, вырежьте и оклейте их по периметру обшивкой. Передний топливный бак вклейте в переднюю часть фюзеляжа перед кабиной пилота, в отмеченное на внутренних стенках место. Две донные части заднего топливного бака 10 наклейте на тонкий картон и вырежьте. Деталь 11 протяните через край стола, затем склейте в цилиндр. Сплющив эту заготовку с боков, вклейте в нее с торцов детали 10. Готовый задний бак вклейте в фюзеляж позади кабины пилота в отмеченном месте.


От палочки диаметром 1 мм отрежьте кусочек длиной 22 мм — он послужит валом ручки управления. На расстоянии 3 мм от конца приклейте торцом отрезок палочки диаметром 0,5 мм и длиной 10 мм. Это будет ручка управления или «газа». С противоположной стороны приклейте торцом к валу кусочек палочки диаметром 0,5 мм и длиной 3 мм — это продолжение ручки управления. Все эти деревянные детали покрасьте черной тушью. Деталь 13 согните вдвое и склейте. Сначала проколите в заготовке отверстия, а потом вырежьте только один рычаг управления и насадите его с клеем на задний конец вала ручки управления. Концы рычага управления расщепите лезвием бритвы и вклейте в них кусочки черной нитки № 60 длиной 30…40 мм.
Теперь вырежьте деталь 12, надрежьте по линиям сгиба и согните в виде короба. Внутрь этого короба (основание сиденья пилота) вставьте вал ручки управления и приклейте его к полу кабины в отмеченном месте. Поправьте вал ручки управления и приклейте также его к полу кабины.

 

От палочки диаметром 1 мм отрежьте кусочек длиной 1 мм и приклейте его торцом на середине палочки диаметром 0,5 мм и длиной 10 мм. Покрасьте черной тушью и приклейте к полу кабины получившиеся педали управления.
Еще ближе к носу самолета, только с наружной стороны, проколите шилом отверстие. От палочки диаметром 1 мм отрежьте кусочек длиной 7 мм. Один его конец срежьте под углом 45°. Заготовку покрасьте черной тушью и вклейте в отверстие так, чтобы она выступала на 1,5…2 мм из днища фюзеляжа косым срезом вперед. Это будет воздухозаборник карбюратора.
Деталь 14 наклейте на тонкий картон и оклейте ее сверху и с боков обшивкой 15. Внутреннюю часть спинки сиденья пилота (деталь 16) оклейте цветной стороной внутрь, а на нее наложите деталь 17. Готовое сиденье пилота приклейте сверху на деталь 12.
От палочки диаметром 1 мм отрежьте 2 куска длиной 40 мм. В бортах фюзеляжа проколите шилом по отверстия и вклейте в них палочки так, чтобы одинаково выступали с обеих сторон. Это будут лонжероны крыла.
От палочки диаметром 1 мм отрежьте кусочек длиной 1,5…2 мм и покрасьте его черной тушью. На один его торец наклейте шкалу тахометра (деталь 18), а другой присоедините к переднему баку над передним лонжероном, отступя от левого борта кабины 1 …1,5 мм.
Вырежьте верхнюю обшивку хвостовой части фюзеляжа (деталь 19) и установите ее на модель.
Деталь 20 наклейте на толстый картон, вырежьте, проколите отверстие для вала двигателя и приклейте на носовую часть фюзеляжа. Кожух двигателя изготавливается из детали 21. Это, пожалуй, самая сложная деталь в модели, поэтому сначала придайте ей форму, примерьте, подгоните, если это нужно, а затем уже приклеивайте. На кожух, а также на верхнюю обшивку хвостовой части фюзеляжа установите пробки заливных горловин топливных баков (деталь 22, 2 шт.).
К передней части кожуха двигателя приклейте детали 23 и 24.
Далее можно перейти к оформлению хвостовой части модели самолета. От палочки диаметром 0,5 мм отрежьте кусочек длиной 15 мм. Насадите на него два рычага привода руля высоты (деталь 13, 2 шт.) с шагом в 5 мм между ними. Концы рычагов расщепите и вклейте в них по кусочку нитки длиной 25…30 мм. Готовую ось руля высоты приклейте к хвостовому торцу фюзеляжа, а затем закрепите его двумя деталями 25. Детали обшивки руля высоты (деталь 27, 2 шт.) согните пополам, вложите в них пару деталей 26 и склейте. Проследите, чтобы в прорези этих деталей не попал клей. Левую и правую части руля высоты насадите с клеем на ось.

 

 

От палочки диаметром 0,5 мм отрежьте кусочек длиной 12 мм и насадите на конец рычаг привода руля поворота 13. Концы последнего расщепите и вклейте в них по кусочку нитки длиной около 15 мм.
Вырежьте обшивку руля поворота 29 и согните пополам. К одной половине его изнутри приклейте деталь 28. В прорезь этой детали вклейте ось руля поворота так, чтобы рычаг был перпендикулярен плоскости руля. Затем приклейте вторую половину обшивки руля поворота. После просушки от оси отрежьте кусочек длиной 1,0 мм чуть ниже рычага привода руля поворота. Задвиньте руль поворота на хвостовую часть фюзеляжа между плоскостями руля высоты и приклейте. В нижней и верхней обшивке фюзеляжа проколите в отмеченных местах отверстия и вклейте в эти отверстия нитки, стараясь как можно сильнее их натянуть.
Ось руля поворота должна выступать снизу на плоскости на 1 мм. К ней необходимо приклеить подкосы костыля. Они изготавливаются из палочки диаметром 0,5 мм: длина передних — 10,5 мм, задних — 6,5 мм. Установите их на место.
Костыль изготавливается из палочки диаметром 1 мм и длиной 14 мм. Один конец заготовки на длину 3 мм сильно сожмите плоскогубцами, чтобы он сплющился, а затем отогните на 20…25°. Сплющенную часть промажьте клеем. К торцу другого конца приклейте за середину нитку длиной 15…16 мм. Концы нитки присоедините к концам детали 25, а затем сам костыль приклейте к оси руля поворота так, чтобы нитки натянулись. Все деревянные детали хвостовой части фюзеляжа покрасьте серой гуашью.
Далее можно приступить к изготовлению консолей крыла. Детали 30, 31, 32, 33 наклейте на тонкий картон и вырежьте. Чтобы придать им необходимую форму, перед просушкой приложите их к боковой поверхности стеклянной пол-литровой бутылки. После просушки детали 32 и 33 наклейте соответственно на детали 30 и 31 и снова просушите на бутылке. Когда клей просохнет, заготовки обработайте мелкой наждачной бумагой, закруглив, где необходимо, кромки. Обшивка консолей изготавливается из деталей 34 и 35. В деталях обшивки проколите отверстия в местах, отмеченных кружочками, и вклейте в эти отверстия по одной петельке из нитки для крепления расчалок. Обшивку наклейте на каркасы консолей, а затем, смазав клеем торцы, насадите консоли на выступающие из фюзеляжа концы лонжеронов.
Из деталей 36 склейте верхнюю арку. Вырежьте заготовки и боковой поверхностью шила придайте им форму желобков. Склейте их попарно, предварительно вложив между ними палочки диаметром 0,5 мм и длиной 14 мм. Нижние концы полученных стоек присоедините к выступам деталей 1 и 2, а верхние склейте вместе. Пять кусков нитки длиной 200 мм свяжите узлом посередине. Этот узел приклейте к вершине арки. Дайте клею хорошенько схватиться. Натяните расчалки, стараясь делать это симметрично: переднюю правую, переднюю левую и так далее…
Из целлофановой оболочки сигаретной пачки вырежьте лобовое стекло 37. Спереди к нижней его части приклейте деталь 38, сзади — деталь 39. Изогните стекло и приклейте его на кожух двигателя перед кабиной пилота. К выступающему из фюзеляжа нижнему концу ручки управления приклейте нитку длиной 40 мм и, проколов в днище фюзеляжа между подножками отверстие, вклейте в него другой конец нитки.
Вырежьте заготовки стоек шасси (деталь 40, 4 шт.). Проколите в них отверстия для оси колес и с помощью боковой поверхности шила придайте форму желобков. Склейте их попарно, вложив в каждую палочку диаметром 0,5 мм и длиной 17 мм (передние, 2 шт.) и длиной 24 мм (задние, 2 шт.). Верхние концы стоек приклейте к выступающим из фюзеляжа кронштейнам. Ось шасси — палочка диаметром 1 мм и длиной 33 мм. Отметьте на ней середину. Деталь 41 согните пополам и склейте. Подровняйте ее ножницами и, проколов соответствующие отверстия для оси и расчалок, насадите на ось. Приклейте ее к середине оси. В два других отверстия детали 41 продерните нитки длиной около 200 мм. Закрепите их середины клеем на детали 41. Из детали 42 (2 шт.), 43 (2 шт.) и двух палочек диаметром 0,5 мм и длиной 16 мм изготовьте два подкоса шасси и вклейте их на место. От палочки диаметром 0, 5 мм отрежьте 4 кусочка длиной 9 мм и приклейте их к оси спереди и сзади между стойками и подкосами. Натяните расчалки.
Вырежьте две детали 44 и проколите в них отвер стия для оси. Четыре детали 45 наклейте на тонкий картон и вырежьте. Шины колес будут выглядеть лучше, если сначала обработать внутреннюю часть колес, закруглив с помощью мелкой наждачной бумаги. Затем эти кольца приклеиваются с обеих сторон на деталь 44. Готовые узлы хорошо просушите, а потом внешний диаметр колес закруглите с помощью наждачной бумаги. После обработки шины окрасьте черной тушью. Колесные обтекатели склейте из детали 46 (4 шт.) в виде конусов и приклейте к заготовкам колес. Готовые колеса насадите на ось и закрепите клеем. Все деревянные детали окрасьте серой гуашью.
От палочки диаметром 0,5 мм отрежьте кусочек длиной 4,5…5 мм. На один его конец насадите с клеем рычаг 13. Деталь 49 согните пополам и склейте, вложив между половинками два куска нитки длиной около 200 мм. Проколите в этой детали отверстие и насадите на другой конец палочки. Внутрь сгиба детали 47 вклейте сначала ось механизма перекоса крыла, а затем деталь 48, согнутую посередине. Готовую нижнюю арку установите между задними концами стоек шасси на днище фюзеляжа. Концы рычага расщепите и вклейте в них тросы привода. Лишние нитки срежьте. Протяните тросы механизма перекоса крыла.

 

Остается собрать двигатель. Картер склейте из детали 50, предварительно скрутив ее на палочке или проволоке диаметром 1 мм в плотный цилиндрик. К его торцам приклейте детали 51. Проследите, чтобы цилиндрик свободно вращался на палочке. Деталь 52 наклейте на тонкий картон, затем вырежьте ее и приклейте на одну из сторон картера. Чтобы выдержать соосность деталей двигательной установки, Сбрку произведите на палочке диаметром 1 мм. Семь деталей 53 скрутите с клеем в плотные цилиндрики, а на один из торцов каждого наклейте по одной детали 54. Готовые цилиндры мотора приклейте к картеру равномерно по периметру. Деталь 55 склейте в цилиндрик на палочке диаметром 1 мм и приклейте одним концом к передней стенке картера двигателя.
Деталь 56 скрутите с клеем в цилиндр на палочке диаметром 1 мм, а с боков к ней присоедините деталь 57 (2 шт.). Вырежьте заготовки лопастей воздушного винта (деталь 58, 2 шт.). Надрежьте их по линии сгиба и вставьте в середину палочки диаметром 0,5 мм и длиной 16 мм. Склейте лопасти, а затем присоедините их к детали 56. Готовый пропеллер насадите на ось и склейте с деталью 55. Убедитесь, что он свободно вращается на оси. На конец оси насадите деталь 59 и закрепите клеем. На палочке диаметром 1 мм склейте втулку из детали 60 и насадите ее пока свободно на ось. Сдвиньте все детали двигательной установки между собой вплотную и отрежьте лишний конец оси, оставив выступающий кусочек длиной 1,5 мм. Смажьте его и втулку клеем и закрепите всю двигательную установку на детали 20 (передней стенке фюзеляжа).
Сверху на кромку боковых стенок кабины пилота приклейте обивку 61 (2 шт.).
Работа над моделью закончена. Подкрасьте ее, где это необходимо, и для большей прочности и сохранности покройте двумя слоями бесцветного лака.


В. ЩЕГЛОВ

Журнал “Левша” №7-99г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Сентябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архивы
Реклама: