Перед тем как строить судно, корабелы испытывают в закрытом бассейне его копию-модель, чтобы знать, как судно поведет себя после спуска на воду в сильный шторм или при ударе боковой волны, правильно ли будет распределена осадка, позволят ли гидродинамические свойства корпуса развить заданную скорость.

Наша судомодельная секция называется «Морское Искусство», как изданная при императрице Екатерине II книга по правилам постройки и вождения больших парусных кораблей. В этой книге под «Морским Искусством» понималось «…искусство строить сии ужасные громады, кажущиеся быть превосходнейшим рук человеческих творением и делающие величайшую честь разуму его и дарованиям».


Когда мы с ребятами строим модели кораблей, то повторяем их конструкции в масштабе. Построенные модели перед запуском на большой воде нужно испытать и отрегулировать на плаву. Для этого мы разработали и построили удобный испытательный бассейн, который можно установить на двух школьных столах. Длина бассейна составляет 2 метра, ширина 0,6 м, а высота стенок 0,3 м. Боковые стенки мы сделали из списанной при ремонте двери класса, распилив ее вдоль пополам. Дно и торцевые стенки — из старой классной доски.

 

Для наблюдения за испытаниями подводных лодок мы предусмотрели в боковых стенках бассейна иллюминаторы — 3 в передней стенке бассейна и по одному в торцевых. Эти иллюминаторы полезны и для оценки формы погруженной части испытуемых кораблей, катеров и яхт. Перед тем как приступить к изготовлению бассейна, провели расчет его на прочность и проверили эти расчеты экспериментом. Корпус бассейна собрали, скрепив его части длинными 60-миллиметровыми шурупами. Изнутри оклеили наше изделие ватманом, чтобы острые заусенцы на дне бассейна под давлением толщи воды не прокалывали пленку, а затем уложили пленку для теплиц толщиной 120 мкм. Прикрепили ее края к торцам стенок бассейна профильной рейкой и лишнее обрезали. В проемах иллюминаторов мы привинтили с внутренней стороны стенок куски оргстекла толщиной 3 мм, аккуратно обработав напильником острые края пластин. В процессе работы над бассейном нам пришла идея добавить к бассейну еще одну функцию — музыкальную. Для этого мы профрезеровали в корпусе бассейна отверстия, чтобы можно было разместить в них динамики, — по 2 штуки на канал для стереозвучания, соединенные параллельно, и подали на них через усилитель мощности сигнал от МР-3 плеера. В настоящее время полностью отпала необходимость собирать и настраивать усилители мощности на отдельных транзисторах. Достаточно взять в технической библиотеке справочник «Микросхемы усилителей мощности низкой частоты и их аналоги» и выбрать себе микросхему усилителя необходимой мощности.
В справочнике представлены микросхемы мощностью от долей ватта до 100 Вт вместе со схемой обвязки из нескольких радиодеталей. Они очень дешевы и не требуют наладочных работ. Для выбора микросхемы в справочнике приводится описание функций интегральной микросхемы, ее основные электрические параметры, схема подключения, тип корпуса, а также ее отечественные или зарубежные аналоги. Приведем три схемы, которые опробованы нами и хорошо себя зарекомендовали.

 

 

Микросхема 11821В — усилитель мощности 1 Вт усилит звук МРЗ-плеера, размещенного на малогабаритной модели. Микросхема ТDА1905 — усилитель мощности 5 Вт усилит звук МРЗ-плеера, размещенного на больших моделях. Микросхема ТDА7240А — усилитель мощности 20 Вт усилит звук МРЗ-плеера, поданный в акустическую систему бассейна. Наш бассейн оказался своеобразным центром притяжения не только для любителей моделей. Многие ребята приходят в кружок на переменах, чтобы отдохнуть у воды и попускать кораблики. Бассейн, кстати, заметно улучшает качество воздуха в помещении. А также служит прекрасным местом проведения интересных и практичных демонстраций по всем разделам физики, изучаемым в школе. Он вызывает интерес к изучению физики у детей младших классов. Так, например, Дима Романченко — один из авторов этого проекта, ученик 6-го класса, взял учебник физики за 7-й класс и посчитал прочность бассейна. Виктор Маминов и Ксения Шелкова, также авторы проекта, учатся в 8-м классе. Они повторили разделы физики 7-го класса и проверили расчеты Димы, изучили справочник по интегральным микросхемам, используя базовые понятия физики 8-го класса, провели эксперимент по проверке на прочность используемой пленки.
А. ТУРАХИН

Журнал “Левша” №6-07г.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.

Календарь
Сентябрь 2012
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг   Окт »
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архивы
Реклама: